Река Чусовая. Новый маршрут.
Маршруты на квадроциклах и снегоходах по Уралу
Маршруты на квадроциклах и снегоходах по Уралу
  • часовые
  • дневные
  • экскурсионные
  • экспедиционные

Акции и новости

Река Чусовая. Новый  маршрут.
Река Чусовая. Новый маршрут.
24.02.2014
  • Дата: 24 февраля 2014
  • Кол-во участников: 2 инструктора
  • Продолжительность маршрута: около 175 км

Чусовая удивительна во многих отношениях, и все ее чудеса прямо или косвенно связанны с географическим положением, что обусловило, как бурную историю, так и неповторимую красоту береговых ландшафтов - на протяжении сотен километров спокойствие реки охраняют молчаливые камни – бойцы.

Один из самых красивых и интересных маршрутов по реке начинается в деревня Усть-Утка и заканчивается в поселке Кын - Завод. Основными достопримечательностями этого участка являются камни Омутной и Дыроватый, Олений и Великан, а также деревня Усть-Утка (1579 год основания), деревня Еква и др.

Исходные данные:

- Продолжительность тура: 2 дня;
- Протяженность: около 175 км;
- Маршрут: дер. Усть-Утка – камень Олений – камень Писаница (Демидовский крест) – камень Журавлик – устье реки Серебрянки – камень Печка – камень Великан – пос. Кын-Завод и обратно через дер. Еква – Омутной Камень - г. Старуха – дер. Усть-Утка;
- Количество участников: 2 инструктора Мото-Ниндзи;
- Снегоходы: Tundra Extreme 600 E-TEC и Skandic 550F;
- Температура: от -2 до -10 градусов и снег.

Для начала отметим несколько моментов:

- Мы не любим маршруты, где более 30% дистанции проходит по реке, т.к. состояние маршрута сильно меняется в зависимости от погоды, обилия снега и других природных факторов;
- Условия для фотосъемки были самые неудачные (пасмурно и снежно), что негативно сказалось на качестве фотоматериалов;
- В тексте использованы отрывки из книги Алексея Иванова: «Message: Чусовая».

Краткое описание маршрута

Машину оставляем в деревне Баронская на базе природного парка «Река Чусовая» (www.chusovaya.org). Местные инспектора очень доброжелательные и приятные в общении ребята – напоили нас чаем и дали рекомендации по предстоящему маршруту. Но отметим, что заявку на посещение парка лучше отправить заранее и получить необходимое разрешение.

Далее, по мосту пересекаем реку Межевая Утка и по левому берегу доезжаем до её впадения в Чусовую. По старой просеке подрезаем западный склон горы Старуха и выходим к большой луговине – заброшенной деревне Кашка. Напротив, на правом берегу, возвышается красивый боец Дождевой. В гроте этого бойца в 80-ые годы ХХ века археологи раскопали захоронение шамана. Есть основания считать, что грот Дождевого в каменном веке был святилищем.

На территории парка движение по реке на снегоходах запрещено (можно только пересекать реку с одного берега на другой). Следовательно, нам пришлось прорабатывать маршрут с учетом сетки лесовозных дорог, просек, открытых участков. Снег рыхлый и глубокий. Даже небольшой подъем становиться непосильной задачей для нашего «утилитарника» с санями. Принимаем решение отцепить «якорь» и протропить целину сначала «налегке».

Через метров 500 находим старую «буранку», которая уходит в нужном направлении. Двигаемся на север по направлению к реке Чизма (название происходит от татарского слова «чишме», что значит «ключ», «родник», «речка с подземным истоком»), от которой сворачиваем на восток и выезжаем к первой точке маршрута – боец Олений. Его высота тоже около 70 м. Ни один из тех авторов, которые описывают этот утёс, не удержались от пересказа легенды про оленя, который спрыгнул с этой скалы.

Далее наш маршрут опять уходит от Чусовой, забираемся на Вогульскую горку и спускаемся к устью реки Чизма. На крутом берегу реки установлен памятник красноармейцам, формировавшие в этом месте Чусовую летом 1919 г. Следующие два километра представляют собой огромную луговину на месте бывшей деревни Пермякова. В середине уходим налево и по узкой тропинке выходим к камню Писанному, где в 1779 году был установлен большой каменный крест в честь рождения Никиты Демидова. Изображение этого креста (с почти такой же надписью) выбито на стене камня Писаного – потому камень и получил своё название.

В очередной раз пересекаем реку и продолжаем движение по широкому плесу правого берега реки. На противоположном берегу возвышаются причудливые башни бойца Столбы. У камня Самаринского, заканчивается граница Природного парка «Река Чусовая» и дальнейшее передвижение возможно по реке.

Выйдя на речные просторы, наша средняя скорость существенно возрастает. На левом берегу появляется несколько крупных утёсов бойца Сплавщик. На крутом повороте возвышается камень Дужной – местная «фотозвезда». Далее, за поворотом Чусовая проходит под грандиозной красноватой стеной камня Ростун, которая спадает к устью реки Серебрянка. По легенде, именно по ней казачий атаман Ермак отыскал путь в Сибирь.

Крутые берега непрерывно притягивают взгляд и манят своей нетронутой целиной. Отцепляем надоевшие сани и решаем покататься в свое удовольствие. Мощности «Скандика» не хватает, чтобы сходу взобраться на берег, а вот «Тундра Экстрим» преодолевает этот подъем с легкостью. Хотя и не всегда… когда не работает голова при езде на снегоходе, много работают руки (первый закон «Мото-Ниндзи»).

В устье Серебрянки на полянке расположено несколько домиков. Находим смотрителя базы, который знакомит нас со своими владениями. Скромненько, но главное есть крыша над головой, печь и дрова.

День 2

Оставляем все лишние вещи на базе и с рассветом продолжаем свой путь вниз по течению реки. За устьем Серебряной минуем несколько безымянных утёсов. На реке начинают появляться первые наледи длинной до 500 метров. В районе исчезнувшей деревни Кирпичной Чусовую пересекает ледовая переправа для вывозки леса. На левом берегу находим добротную охотничью избушку.

Следующий боец – это камень Кирпичный. Он тёмного цвета и трещинами расколот на разновеликие прямоугольные блоки – будто бы сложен из огромных кирпичей.

Через 2 км в лесу видны три бесформенных утёса камня Коробейный. Согласно нашему плану здесь мы должны уйти наверх и найти дорогу, которая идет по вершине самого величественного бойца на Чусовой – камень Высокий (или Великан). Наш утилитарник капитулирует на крутом подъеме с реки и как побежденный кот, заваливается набок с поднятыми вверх лапами.

Дальнейшие километры проходят по еловому лесу, укутанному в белоснежные наряды. Всякими правдами и не правдами подсекаем нужную дорожку и выезжаем на смотровую площадку Великана, который словно охватывает Чусовую в этом месте.

С вершины дорога круто уходит вниз и приводит нас на окраину поселка Кын-Завод, основанного в 1760 г. Кын имеет богатейшую, славную и бурную историю, которой может позавидовать любой другой посёлок или город на Чусовой. Здесь наиболее полно сохранился комплекс горнозаводских построек (ныне частично заброшенных): насыпь плотины с обломками водобойного колеса и ложе пруда, руины производственных корпусов, большой каменный амбар, заброшенная церковь. Очень интересен маленький музейчик Кына.

Это конечная точка нашего путешествия. Обратный путь до реки Серебрянки мы проходим по реке. Напротив бойца Печка построена хорошая база с несколькими небольшими, но очень уютными домиками. Стоимость проживания 500 руб. с человека. Мы бы посоветовал будущим путешественникам планировать ночевку именно здесь. В районе обеда мы возвращаемся к месту ночевки, заправляемся, увязываем сани и продолжаем наш маршрут в сторону дома.

До устья реки Чизма доезжаем по собственному следу без особых приключений. Средняя скорость по реке примерно 25-30 км. После подъема на безымянную гору спускаемся к Чусовой в районе деревни Еква. Здесь выходим на трассу Еква – Харенки и через несколько километров находим ответвление направо на вершину камня Омутной.

Боец Омутной – это гряда из четырёх больших (высотой до 75 метров) и нескольких малых утёсов, разделённых логами с осыпями или лесом. Последний отдельно стоящий 20-метровый утес называется Зубец.

Финальный участок от деревни Харенки до деревни Усть-Утки проходим сначала по дороге Харенки – Илим, а потом сворачиваем налево на уже известную нам просеку. Примерно через полчаса мы возвращаемся на базу в деревне Баронская. Общее время в пути около 17 часов, пройденное расстояние по одометру 175 км.


Фотогалерея